Зуева Е.С.

заместитель директора по ВР

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»,

Тульская область, город Донской

 

Россия глазами молодого поколения:

мониторинг вызовов и рисков современности

 

«До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично.

Вряд ли это приведет к хорошему концу.»

Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

 

За всё время существования цивилизации между старшим и молодым поколениями всегда возникали разногласия. Стоит отметить, что для людей старшего возраста нравственные ценности и поведение молодежи всегда было показателем того будущего, которое ожидает общество.

В настоящее время в России прилагаются огромные усилия для того, чтобы создать необходимые условия для достойного «взращивания» молодого поколения, которое будет нести ответственность за собственное будущее и будущее страны.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в РФ», дается определение современного  национального воспитательного идеала.

Итак, современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для того, чтобы выяснить, насколько велики различия между существующим и идеальным гражданином, указанном в Концепции, Евгением Шведковым, руководителем ОПМД «Георгиевцы!» в Тульской области, и мной лично в сентябре этого года было проведено несколько дискуссионных столов с обучающимися 8-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14».

 Такая форма работы как дискуссионный стол представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой участники под руководством куратора выражают свое мнение относительно одной или нескольких тем.

Всем участникам дискуссионных столов были даны следующие темы для обсуждения:

1. История России: должны ли мы знать её или в этом нет необходимости?

2. Патриотизм: возможно ли его воспитать или это собственный выбор?

3. Моя Россия: родной дом или «гостиница»?

4. Отцы и дети: борьба мнений или единомыслие?

5. Современная семья: какое будущее её ждет?

6. Сохранение традиций предков: дело бесполезное или наша обязанность?

7. Зарубежное творчество в России: запрет или согласие?

8.Мораль и нравственность: способ ограничить свободу человека или правило жизни человеческой души?

При обсуждении тем мы старались понять, существуют ли в сознании молодого поколения те базовые национальные ценности, которые указаны в Концепции:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода, личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Каждая тема раскрывалась кураторами в соответствии с возрастом участников. 

Таким образом, мы получили следующие данные.

           Тема первая: «История России: должны ли мы знать её или в этом нет необходимости?»

При обсуждении данной темы большинство молодых людей независимо от возраста утверждали, что знание истории обязательно для граждан России, но знание точных дат - необходимость для историков.

Однако, существовали и другие мнения:

14-15 лет

 – Для нашего возраста это не слишком важно

– Зачем её учить, если всё есть в Интернете

– Знать историю или нет – это личное дело каждого

– Есть события, которые необязательно помнить (пример – распад СССР)

16-18 лет

– Во всех источниках, учебник это или Интернет, порой встречаются расхождения. Так зачем мне знать историю, если я не могу быть уверен в ее достоверности?

– Знание исторических событий способно помочь предотвратить повторение прошлых ошибок

– Историю знать надо, чтобы сдать ЕГЭ.

 

           Тема вторая: «Патриотизм: возможно ли его воспитать или это собственный выбор?

В начале обсуждения ребятам предлагалось дать определение понятию «патриотизм»

Итак, патриотизм – это любовь и уважение к Родине, знание ее истории и символики, соблюдение законов и личное участие в жизни страны.

Небольшое количество участников смотрят новости, однако осмысленное понимание увиденного отмечается у старшего возраста.

Около 90% участников выразили единое мнение относительно одежды. Каждый из них утверждает, что не приобретал бы одежду с символикой или текстом других стран, если бы на российском рынке были качественные и доступные по цене вещи с государственной символикой.

- Мода очень важна в воспитании патриотизма

Также они считают, что воспитывать патриотизм необходимо с детства, но, будучи взрослым, человек сам примет решение.

14-15 лет

Большинство считает, что воспитание патриотизма – задача семьи.

16-18 лет

Большинство считает, что семья и школа должны быть единомышленниками в воспитании

- Если мы не будем воспитывать – это сделают другие.

 

           Тема третья: «Моя Россия: родной дом или «гостиница»?»

Ребятам предлагалось представить ситуацию, в которой им предоставляют возможность уехать в любую страну.

Около 15% из всех опрошенных уехали бы из страны, но причины у всех разные:

- в некоторых странах условия жизни намного лучше (Америка, Германия, Китай)

- уехал(а) бы к родственникам

- уехал для того, чтобы получить образование, но вернулся бы и реализовал себя здесь

Интересный факт. Ребята младшего возраста, проживающие в центре города, уехали бы из страны на постоянное место жительство в Европу или США, в то время как их сверстники из отдаленных микрорайонов практически все желают связать свою жизнь с Россией. Хочется отметить, что ребята старшего возраста готовы терпеть трудности, которые возникают в государстве, и жить здесь.

Также выяснилось, что, приводя примеры стран, которые «лучше» России, молодые люди делали выводы ,чаще всего исходя из увиденного в развлекательном контенте Интернета.

 

Тема четвертая: «Отцы и дети: борьба мнений или единомыслие?»

Современный взрослый, по мнению ребят, это тот человек, который хорошо разбирается в информационных технологиях. «Продвинутость» была определена только внешними признаками – личностных качеств никто не называл.

По мнению нескольких ребят, «продвинутые» взрослые – это «взрослые дети», на которых интересно смотреть. Однако то, что взрослые должны быть более простыми, обычными, поддерживает больше половины ребят.

Молодые люди 14-15 лет утверждали, что нравоучения родителей по сути верны, но  признались, что не способны самостоятельно думать, т.к. зависимы от мнения друзей.

Выяснилось, что в возрасте 14-15 лет многих ребят сдерживает от проступков только страх наказания.

Между тем, большинство участников отметило, что непонимание между младшим и старшим поколением всё же присутствует:

- Они не понимают, чем мы живем, и не понимают наших интересов!

- Иногда их нравоучения смешны, в них нет ничего общего с реальностью.

Около 80% подростков считают, что это непонимание преодолеть можно.

Все участники желают проявления родительской любви, заботы, но «всё должно быть в меру».

Только около 5% ребят говорят своим родителям о любви и им отвечают взаимностью.

Тема пятая: «Сохранение традиций предков: дело бесполезное или наша обязанность»

Отношение к сохранению традиций у участников очень сильно различалось.

14-15 лет – для этого возраста было важно сохранять традиции, которые носят увеселительный характер (Масленица, Пасха)

Мнения ребят 16-18 лет:

- Семья отвечает за сохранение традиций, т.к. именно взрослые должны учить им детей.

- Достаточно лишь помнить о традициях, которые были, но воспроизводить их не имеет смысла.

- Надо стремиться к унификации, чтобы как можно меньше было различий между народами и странами, т.к. это становится причиной войн.

Было отмечено, что акция «Бессмертный полк» и празднование Дня Победы для молодежи являются традициями.

Также было мнение, что пришедшие праздники из зарубежных стран, такие как День всех влюбленных и Хэллоуин – веселые праздники, которые надо принять в качестве традиций. О происхождении праздников большинство опрашиваемых не знает и не считает нужным знать, в отдельных случаях ребята рассказывали историю этих праздников, которую они узнали из интернета.

 

Тема шестая: «Зарубежное творчество в России: запрет или согласие?»

Во время работы над данной темой выяснилось, что у 10% подростков рингтоном является русскоязычная песня, 20% - стандартная музыка и 60% - зарубежная.

Каждой группе предлагалось вспомнить четыре российских и четыре иностранных фильма.

Время, потраченное на то, чтобы вспомнить зарубежные фильмы, ограничивалось 10-30 секундами, советские или российские – от 30 сек. до 1,5 минут.

В основном были названы российские фильмы, снятые к 70-летию Победы : «А зори здесь тихие», «Битва за Севастополь» и т.д.

Молодые люди отмечают, что им есть чем гордиться: классическая литература, архитектура, музыка, театр, балет, КВН, игра «Что?Где?Когда?».

Однако им также стыдно признавать, что в современном творчестве Россия отстает от других стран. Музыка и фильмы из других стран намного интереснее, «живее». По их мнению, если бы наши фильмы были сняты более профессионально, и они отражали лучшее, что есть в России, то патриотизм бы крепчал.

 

           Тема седьмая: «Мораль и нравственность: способ ограничить свободу человека или правило жизни человеческой души?»

Все участники утверждают, что семья – это тот институт, который формирует нравственность у детей, а школа должна лишь включаться в этот процесс. Государство же должно охранять нравственные ценности.

Немногие считают, что некоторые моральные устои стоит пересматривать, т.к. мир меняется.

-  Моральные устои и запреты нужны, иначе будет анархия.

- Для русских нужны ограничения и запреты, потому что мы не можем быть дисциплинированными.

По словам ребят, все они принимают то, что законодательно запрещается государством.

Итак, подводя итоги проведенной работы, хочется отметить, что у участников дискуссий не наблюдалось негативного отношения к России, наоборот, у многих есть желание гордиться страной.

Мы видим, что сами дети указывают на ответственность и необходимость включения родителей в воспитание детей.

Однако мы отмечаем тот факт, что, имея достаточно неплохую картинку внешне, подводные течения всё-таки имеются.

Так, например, в разговоре о семье и взаимоотношениях, только 30% говорят о том, что причина создания брака в современных семьях – любовь, остальные считают , что сейчас распространены вынужденные браки.

Молодые люди придерживаются того мнения, что главой семьи однозначно должен быть мужчина, при этом он может не прилагать особых усилий к содержанию семьи, если его жена зарабатывает больше, чем он.

Девушки говорят о равноправии мужчины и женщины, но в обязанности мужчины входит обеспечение семьи. Но на вопрос, готовы ли вы тогда устраивать быт дома и сидеть с детьми, многие отвечают - категорически «нет».

При вопросе о главных составляющих крепкого брака – 80% участников назвали финансовое положение, потом уже взаимоотношения.

Также, рассматривая вопрос о ценностном мире современной молодежи, ребята не отрицают, что их поколение эгоистично, самолюбиво и безответственно. Хотя при определении понятия «взрослый человек» все участники, в первую очередь, говорили об ответственности.

Проводя данную работу, мы заметили, что основная масса ребят «прячется» за шаблонными ответами, за теми фразами, которые будут скорее правильными, нежели искренними. Для того, чтобы услышать их собственное мнение, иногда приходилось потратить от 20 до 40 минут.

В конце каждой дискуссии мы спрашивали у ребят: «Нравится  им общение со взрослыми на эти темы?» На этот вопрос каждый отвечал, что желал бы пообщаться еще раз.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с подростками в форме дискуссионного стола не только позволяет узнать мнение ребят, но и задуматься над их ценностными ориентирами. В дополнение к этому хочется процитировать слова одного молодого человека: «Мне понравилось общаться. В диалоге я не только смог пообщаться, но и посмеяться над своим мнением на многие темы.» После дискуссионных столов этот ребенок активно принимает участие в мероприятиях, организованных ПМД «Георгиевцы!», выражая свою гражданскую позицию.

Итоги обсуждений были представлены 25 сентября 2015 г. на региональной научно-практической конференции «История и культура России как факторы формирования национальной идентичности молодежи» в г. Новомосковск, участниками которых стали все обучающиеся, принявшие участие в дискуссионных столах.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

 

 

 

 

 

Последние новости


Об этом сайте

Интернет-сайт "Победа41-45" разработан обучающимися и педагогическим коллективом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" в целях сохранения исторической памяти в умах и сердцах граждан России

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930